Уважаемые коллеги!
Хочу
поделиться своим опытом работы с
сюжетной картиной. Она является универсальным средством для развития как
речевых, так и неречевых видов деятельности ребёнка – дошкольника.
В данном
сообщении вы найдёте подсказки-напоминания о заданиях и упражнениях, которые вы
можете дать ребёнку с целью развития всех сторон речи.
ЛЕКСИКА
ü Назвать предметы на картинке.
ü Игра « Я знаю части предмета» Я знаю части дерева: корни,
крона, ветки, ствол, листья.
ü Загадывание загадок
- отгадка на картине. Например: «Зимой и летом одним цветом».
ü Игра «Кто больше?» - назвать действия на картине: копает, несёт, чистит, горит, лежит, висит,
течёт, дымит, растут, цветут и т.п. За каждое слово – жетон.
ü Подбираем признаки
к предметам:
Елка –маленькая, колючая,
зелёная;
Речка – глубокая,
широкая, длинная, чистая; кот – пушистый, полосатый, довольный.
Логопед
делится опытом
«Сюжетная
картина как универсальное средство развития речи дошкольника»
ГРАММАТИКА
ü «Один – много»: ветка – ветки, банка – банки, палка – палки…
ü «Много чего?»: много берез, елок, цветов, веток, картошки,
рыб..
ü «Сосчитай-ка»: одна берёза, две берёзы, три берёзы,….пять берёз; один
куст, три куста…, 5 кустов.
ü «Ласковые словечки»: хвост – хвостик, лист – листочек, нож – ножик, дерево –
деревце…
ü Игра «Чем и зачем»:
- Чем мама чистит картошку? А зачем? – Чем папа копает яму? А зачем?
- Чем кот закрыл мордочкау? А зачем?
- Чем
ловят рыбу? А зачем?
- Чем размешивают суп? А зачем?
ü «Что из чего?»:
лист берёзы – берёзовый,
ветка ели -
….,,ствол рябины - …., котелок из железа - …, суп из грибов - …, из рыбы - …,
из овощей - …, бантик из шёлка - …, носки из шерсти - ...
ü «Какой? Какая? Какое? Какие?»
Если тепло –
то день тёплый, если солнце - …., если лето - …, если дождь - …, если ветер -
…, если тишина - ….
Мальчик
старается – он старательный, ленится - …., трудится - …
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ
ОРИЕНТИРОВКА
ü Попросите рассказать, что
находится в центре картины, что справа, слева от него, за ним и пред ним?
ü Расскажите, что
ближе, а что дальше, что выше, а что ниже.
ü Составьте предложения с предлогом В, НА.
СИНТАКСИС
ü Составь предложения про папу (маму, кота, костёр). Посчитай слова.
ü Игра « Отгадай слово». Все дети составляют предложения с одним и тем же словом, а один из детей
отгадывает этот предмет.
ü «Исправь предложение» :
Берёза растут
в лесу. Папа закопал глубокую яму. На котелке варят уху.
ФОНЕТИКА
ü Назови слова
со звуком К, КЬ.
ü «Отгадай слово по первому звуку»: рь, п, ль, п…
ü «Назови последний звук в слове»
ü «Загадай слово по первому и последнему звуку»: п ------а, вь ---------и,
нь---------о.
ü «Раздели слово на слоги»
( прохлопай,
прошагай, протопай)
ü «Найди слово» с
1 (2, 3) слогами.
ü «Подбери слово к схеме»
СКС (кот,
суп), СКСК (мама, папа) КСК (уха, ухо) и .т.п.
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
ü «Что было?» -
попросить детей пофантазировать и рассказать, откуда пришли люди, с чем ,
когда, на чём и зачем? Как выглядела
полянка до их прихода
ü «Что ты чувствуешь?» - попросить детей представить, что они находятся на этой полянке и описать свои ощущения (обоняние, осязание).
ü «Что будет?» - предложим
детям рассказать, что будет происходить на этом месте через час, ночью, через
день, через два месяца.
ü «Почемучка» - ответь
или задай вопрос. Почему варят суп на
костре? Почему кот отдыхает? Почему
много мусора?
ü Игра «Да и нет»
РАЗВИТИЕ
ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ. МЫШЛЕНИЯ
ü «Сравни»:
елку и берёзу, майку и футболку, палку и рябинку, дом и
палатку.
ü «Припомни-ка!!!»:
- Сколько рыбок висело на верёвке?
- Какого цвета шорты были на мальчике?
- Что виднелось за
рекой?
- Что делал кот?
- Какого цвета
палатка?
- Сколько человек будут ночевать в палатке?
- Сколько кепок
было на картинке?
- Что выше:
палатка или берёза?
ü «4-ый лишний»: шорты, футболка, кроссовки, майка; берёза, ёлка, ветка,
рябина; мама, друг, сын, дочь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий