суббота, 18 января 2014 г.

Консультация для воспитателей ДОУ. Буклет «Сюжетная картина как универсальное средство развития речи дошкольника»



Уважаемые коллеги!
      Хочу поделиться своим  опытом работы с сюжетной картиной. Она является универсальным средством для развития как речевых, так и неречевых видов деятельности ребёнка – дошкольника.
     В данном сообщении вы найдёте подсказки-напоминания о заданиях и упражнениях, которые вы можете дать ребёнку с целью развития всех сторон речи.
ЛЕКСИКА
ü  Назвать предметы на картинке.
ü  Игра « Я знаю части предмета» Я знаю части дерева: корни, крона, ветки, ствол, листья.
ü  Загадывание загадок  - отгадка на картине. Например: «Зимой и летом одним цветом».
ü  Игра «Кто больше?» - назвать действия на картине: копает, несёт, чистит, горит, лежит, висит, течёт, дымит, растут, цветут и т.п. За каждое слово – жетон.
ü  Подбираем  признаки к предметам:
Елка –маленькая, колючая, зелёная;
 Речка – глубокая, широкая, длинная,  чистая; кот – пушистый, полосатый, довольный.



Логопед делится опытом


«Сюжетная картина как универсальное средство развития речи дошкольника»



http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=501996-59-72&n=21


ГРАММАТИКА
ü  «Один – много»: ветка – ветки, банка – банки, палка – палки…
ü  «Много чего?»: много берез, елок, цветов, веток, картошки, рыб..
ü  «Сосчитай-ка»: одна берёза, две берёзы, три берёзы,….пять берёз; один куст,   три куста…, 5 кустов.
ü  «Ласковые словечки»: хвост – хвостик, лист – листочек, нож – ножик, дерево – деревце…
ü  Игра «Чем и зачем»: 
-  Чем мама чистит картошку? А зачем?  – Чем папа копает яму? А зачем?
 - Чем кот закрыл мордочкау? А зачем?
- Чем ловят  рыбу? А зачем?
 - Чем размешивают суп? А зачем?
ü  «Что из чего?»:
лист берёзыберёзовый,
ветка ели - ….,,ствол рябины - …., котелок из железа - …, суп из грибов - …, из рыбы - …, из овощей - …, бантик из шёлка - …, носки из шерсти - ...
ü  «Какой? Какая? Какое? Какие?»
Если тепло – то день тёплый, если солнце - …., если лето - …, если дождь - …, если ветер - …, если тишина - ….
Мальчик старается – он старательный, ленится - …., трудится - …



ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА
ü  Попросите рассказать, что находится в центре картины, что справа, слева от него, за ним и пред ним?
ü  Расскажите, что ближе, а что дальше, что выше, а что ниже.
ü  Составьте предложения с предлогом В, НА.

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=371785890-41-72&n=21

СИНТАКСИС
ü  Составь предложения про папу (маму, кота, костёр). Посчитай слова.
ü  Игра « Отгадай слово». Все дети составляют предложения с одним и тем же словом, а один из детей отгадывает этот предмет.
ü  «Исправь предложение» :
Берёза растут в лесу. Папа закопал глубокую яму. На котелке варят уху.

            ФОНЕТИКА
ü  Назови слова со звуком К, КЬ.
ü  «Отгадай слово по первому звуку»: рь, п, ль, п…
ü  «Назови последний звук в слове»
ü  «Загадай слово по первому и последнему звуку»: п ------а,  вь ---------и, нь---------о. 
ü  «Раздели слово на слоги»               
 ( прохлопай, прошагай, протопай)
ü  «Найди слово» с 1  (2, 3) слогами.
ü  «Подбери слово к схеме»
СКС (кот, суп), СКСК (мама, папа) КСК (уха, ухо) и .т.п.

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
ü  «Что было?» - попросить детей пофантазировать и рассказать, откуда пришли люди, с чем , когда, на чём и зачем?  Как выглядела полянка до их прихода
ü  «Что ты чувствуешь?» - попросить детей представить, что они находятся на этой полянке и описать  свои ощущения (обоняние, осязание).
ü  «Что будет?» - предложим детям рассказать, что будет происходить на этом месте через час, ночью, через день, через два месяца.
ü  «Почемучка» - ответь или задай вопрос. Почему варят суп на костре? Почему кот  отдыхает? Почему много мусора?
ü  Игра «Да и нет»
http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=20140573-44-72&n=21

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ. МЫШЛЕНИЯ
ü  «Сравни»:
 елку и берёзу, майку и футболку, палку и рябинку, дом и палатку.
ü  «Припомни-ка!!!»:
- Сколько рыбок висело на верёвке?
- Какого цвета шорты были на мальчике?
- Что виднелось  за рекой?
- Что делал кот?
 - Какого цвета палатка?
- Сколько человек будут ночевать в палатке?
  - Сколько кепок было на картинке?
 - Что выше: палатка или берёза?
ü  «4-ый лишний»: шорты, футболка, кроссовки, майка; берёза, ёлка, ветка, рябина; мама, друг, сын, дочь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий