· Привлекайте внимание к разным звукам в
вашей квартире и на улице ("Слышишь, стучат: тук-тук!", "Это
птицы поют!").
· Покупайте
разные пищащие, гремящие, звучащие игрушки (неваляшку, музыкальную карусель,
ксилофон и т.д.).
Очень важно "переводить" звуки
окружающего мира в речевые (кто-то чихнул - скажите "апчхи", звякнула
посуда - скажите "дзынь").
· Совсем маленького ребенка научите извлекать
звуки из звучащих предметов: звенеть, стучать, греметь. Постучите по разным
поверхностям, пусть он услышит, какими разными получаются звуки.
· Когда
слышите какой-то звук, спросите: "Что это?", потом поднесите ребенка
и покажите, что это звучало.
Логопед советует
Развиваем фонематический слух
·
Покажите,
как звучат разные предметы (музыкальные инструменты). Можно начать с двух,
причем очень разных по звучанию (дудочка, барабан). Потом попросите ребенка
отгадать, что звучало (пока он не видел). Постепенно усложняйте задание.
·
Прошепчите малышу на ушко "секрет", пусть он
тоже что-то вам прошепчет. И все это в форме игры, тогда малыш будет вам
подражать.
· Говорите с ребенком то тихо (как будто все
спят, а вы крадетесь по лесу), то громко, с разной интонацией, при этом на ходу
придумывайте сказки. Покажите маленькую и большую собачку: как лает маленькая
(тихо), а как большая (громко), пусть ребенок повторит за вами.
·
Рассказывая сказки (например, про
семерых козлят), изображайте волка с "толстым" голосом, потом с
"тонким", пусть попробует это повторить и сам малыш. В других сказках
пусть попробует озвучить мишку, барашка, комарика, используйте контрасты.
·
Читайте стихотворение (первые две строчки тихим
голосом, ударяя пальчик о пальчик тихо, две последние строчки громким голосом,
громко хлопая в ладоши):
Пальчик о
пальчик тихо бьем.
Пальчик о пальчик тихо бьем.
А потом в ладоши громко бьем.
Хлопаем в ладоши: бом-бом-бом.
Пальчик о пальчик тихо бьем.
А потом в ладоши громко бьем.
Хлопаем в ладоши: бом-бом-бом.
·
Завяжите малышу глаза, звените колокольчиком, пусть
пробует определить, откуда доносится звук.
·
Разучите стихотворение (произносите первую
строчку обычно, вторую тихо, третью обычно, четвертую шепотом:
Начните делать все упражнения как
можно раньше.
Конечно, выбирайте сначала самые простые,
выполняя их как бы между делом: дуйте вместе на суп или поиграйте в кошечку,
облизывающую тарелочку.
Не
огорчайтесь, если не все получится с первого раза.
Будьте терпеливы, ласковы и спокойны.
Постепенно усложняйте задания, преподнося
их непременно в канве сказки или игры.
Не забывайте при этом почаще хвалить
малыша.
Вас ждет непременный успех.
Мышонку шепчет мышь
:"Ты что шуршишь,
не спишь?".
Мышонок шепчет мыши:
"Шуршать я буду
тише".
·
Для ребенка
постарше подойдут такие задания: -
"Я буду произносить звуки, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь звук...
(например "М"). - "Я буду называть слова, а ты хлопни в ладоши,
когда услышишь слово со звуком... (например "Р").
·
Для 5-6-летних подойдет задание: "Замени первый
звук в слове на "Р". Какое получилось слово? Лис-...ис,
лепка-...епка, диск-...иск и т.д.".
·
Завяжите малышу глаза, звените колокольчиком, пусть
пробует определить, откуда доносится звук.
· Учите
ребенка воспроизводить ритм. Например, ударьте в ладоши два раза, попросите
малыша повторить за вами. Отхлопывайте вместе ритм и говорите двухсложные
слова: ма-ма, , ос-ень, ду-ет, (потом
трехсложные: вы-со-та, ле-бе-да, и т.д.).
Комментариев нет:
Отправить комментарий