Логопед рекомендует
Развитие грамматических навыков у дошкольников
Этот блок упражнений направлен
на работу по развитию грамматического строя речи. Тренировочные задания помогут
ребенку научиться правильно составлять простые предложения, грамотно связывать
речевые конструкции, понимать последовательность событий в тексте.
Упражнение №1. "Кто? Что?" (составление предложений по разным моделям).
Задание: "Попробуй составить такое предложение, в
котором будет говориться о том,
- Кто? Что делает? Что?
Например: Кошка лакает молоко"'.
- Кто? Что делает? Что? Чем? (Садовник поливает цветы водой)
- Кто? Что делает? Что? Кому? (Девочка шьет платье кукле)
- Кто? Что делает? Что?
Например: Кошка лакает молоко"'.
- Кто? Что делает? Что? Чем? (Садовник поливает цветы водой)
- Кто? Что делает? Что? Кому? (Девочка шьет платье кукле)
Упражнение № 2. "Закончи предложение".
Задание: "Попробуй угадать конец фразы".
Дети ели ка... . На столе лежат бумага и кра... . В лесу растут гри... . В саду растут цве... . У нас есть петух и ... . Зимой бывает хо... .
Дети ели ка... . На столе лежат бумага и кра... . В лесу растут гри... . В саду растут цве... . У нас есть петух и ... . Зимой бывает хо... .
Упражнение № 3. "Добавь слова" (распространение предложений).
Задание: "Сейчас я скажу предложение. Например,
"мама шьет платье".
Как ты
думаешь, что можно сказать о платье, какое оно (шелковое, летнее, легкое,
оранжевое)? Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?"
Девочка кормит собаку. На небе гремит гром. Мальчик пьет сок.
Девочка кормит собаку. На небе гремит гром. Мальчик пьет сок.
Упражнение №4. "Составь фразу" (образование предложений из слов).
Задание №1.
"Придумай предложения, используя следующие слова:
забавный щенок, полная корзина, спелая ягода, веселая песня,
колючий куст, лесное озеро.
"Придумай предложения, используя следующие слова:
забавный щенок, полная корзина, спелая ягода, веселая песня,
колючий куст, лесное озеро.
Задание №2.
"Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места. Что получится?"
1. Дымок, идет, трубы, из.
2. Любит, медвежонок, мед.
3. Стоят, вазе, цветы, в.
4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.
"Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места. Что получится?"
1. Дымок, идет, трубы, из.
2. Любит, медвежонок, мед.
3. Стоят, вазе, цветы, в.
4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.
Упражнение № 5. "Пропавшие слова".
Задание: "Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Но некоторые слова в нем
потерялись. Попробуй догадаться, какие ".
1. Тишина царит в дремучем
_____. Черные ________ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдет ________
.
2. Зима. Все дорожки покрыты пушистым _______ . Гладким _______ оделась река. Ребята построили высокую __________ . Быстро мчатся _______ санки. Резкий _______ бьет детям в ______ . Мороз щиплет _______ . ________ не боятся мороза. Весельем горят их ________ .
3. Стоит жаркая погода: небо _______ , солнце светит _______ . Коля и Оля идут гулять в поле ______ . Они слушают там пение маленьких ________ . Они собирают ________ . Вдруг небо становится темным, оно покрывается большими ________ . Маленькие дети торопятся вернуться ____ . Но прежде чем они успели прийти, разразилась ______. Дети испугались ________ грома. Они постучались в один ______ , чтобы укрыться от сильного _______, так как у них нет с собой ________ и их одежда совсем _______ .
2. Зима. Все дорожки покрыты пушистым _______ . Гладким _______ оделась река. Ребята построили высокую __________ . Быстро мчатся _______ санки. Резкий _______ бьет детям в ______ . Мороз щиплет _______ . ________ не боятся мороза. Весельем горят их ________ .
3. Стоит жаркая погода: небо _______ , солнце светит _______ . Коля и Оля идут гулять в поле ______ . Они слушают там пение маленьких ________ . Они собирают ________ . Вдруг небо становится темным, оно покрывается большими ________ . Маленькие дети торопятся вернуться ____ . Но прежде чем они успели прийти, разразилась ______. Дети испугались ________ грома. Они постучались в один ______ , чтобы укрыться от сильного _______, так как у них нет с собой ________ и их одежда совсем _______ .
Упражнение №6. "Найди ошибку".
Задание №1.
"Послушай предложения и скажи, все ли в них верно".
Зимой в саду расцвели яблони.
Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.
В ответ я киваю ему рукой.
Самолет сюда, чтобы помочь людям.
Скоро удалось мне на машине.
Мальчик стеклом разбил мяч.
После грибов будут дожди.
Весной луга затопили реку.
Снег засыпало пышным лесом.
"Послушай предложения и скажи, все ли в них верно".
Зимой в саду расцвели яблони.
Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.
В ответ я киваю ему рукой.
Самолет сюда, чтобы помочь людям.
Скоро удалось мне на машине.
Мальчик стеклом разбил мяч.
После грибов будут дожди.
Весной луга затопили реку.
Снег засыпало пышным лесом.
Задание №2.
"Как нужно исправить предложение?"
"Как нужно исправить предложение?"
Упражнение №7. "Объясни".
Задание: "Послушай фразу:
Собака идет на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.
- Объясни, почему кошка недовольна.
Собака идет на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.
- Объясни, почему кошка недовольна.
Петя пошел в кино после того, как дочитал книгу.
- Что сделал Петя раньше: читал книгу или пошел в кино? Объясни.
- Что сделал Петя раньше: читал книгу или пошел в кино? Объясни.
Ваня рисовал Сашу. Саша рисовал дом.
- Кто что рисовал? Объясни".
- Кто что рисовал? Объясни".
Упражнение №8. "Что имеется в виду?" (тренировка на понимание переносного смысла).
"Скажи, как ты понимаешь эти выражения:
железный топор - железный человек
золотая стрела - золотые руки
ядовитый укус - ядовитый взгляд
острый нож - острое слово
низкий стол - низкий поступок
черствый хлеб - черствый человек".
железный топор - железный человек
золотая стрела - золотые руки
ядовитый укус - ядовитый взгляд
острый нож - острое слово
низкий стол - низкий поступок
черствый хлеб - черствый человек".
Упражнение №25. "Правильно или нет?".
Задание: "Как ты думаешь, можно ли так
сказать?"
Мама ставит вазу с цветами в стол.
Когда хотят что-то купить, теряют деньги.
Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.
В полу лежит красивый ковер.
Спросите ребенка: "Почему предложения неточные?"
Мама ставит вазу с цветами в стол.
Когда хотят что-то купить, теряют деньги.
Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.
В полу лежит красивый ковер.
Спросите ребенка: "Почему предложения неточные?"
Комментариев нет:
Отправить комментарий