суббота, 18 января 2014 г.

Буклет " Развитие грамматических навыков у дошкольников"


Логопед рекомендует

Развитие грамматических навыков у дошкольников


   Этот блок упражнений направлен на работу по развитию грамматического строя речи. Тренировочные задания помогут ребенку научиться правильно составлять простые предложения, грамотно связывать речевые конструкции, понимать последовательность событий в тексте.
Упражнение №1. "Кто? Что?" (составление предложений по разным моделям).
Задание: "Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том,
 - Кто? Что делает? Что?
Например: Кошка лакает молоко"'.
 - Кто? Что делает? Что? Чем? (Садовник поливает цветы водой)
 - Кто? Что делает? Что? Кому? (Девочка шьет платье кукле)
Упражнение № 2. "Закончи предложение".
Задание: "Попробуй угадать конец фразы".

Дети ели ка... . На столе лежат бумага и кра... . В лесу растут гри... . В саду растут цве... . У нас есть петух и ... . Зимой бывает хо... .

Упражнение № 3. "Добавь слова" (распространение предложений).
Задание: "Сейчас я скажу предложение. Например, "мама шьет платье".
 Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно (шелковое, летнее, легкое, оранжевое)? Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?"

Девочка кормит собаку. На небе гремит гром. Мальчик пьет сок.
Упражнение №4. "Составь фразу" (образование предложений из слов).
Задание №1.
   "Придумай предложения, используя следующие слова:
забавный щенок, полная корзина, спелая ягода, веселая песня,
колючий куст, лесное озеро
.
Задание №2.
    "Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места. Что получится?"

1
. Дымок, идет, трубы, из.
2. Любит, медвежонок, мед.
3. Стоят, вазе, цветы, в.
4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.

Упражнение № 5. "Пропавшие слова".
   Задание: "Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Но некоторые слова в нем потерялись. Попробуй догадаться, какие ".
1.      Тишина царит в дремучем _____. Черные ________ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдет ________ .

2. Зима. Все дорожки покрыты пушистым _______ . Гладким _______ оделась река. Ребята построили высокую __________ . Быстро мчатся _______ санки. Резкий _______ бьет детям в ______ . Мороз щиплет _______ . ________ не боятся мороза. Весельем горят их ________ .

3. Стоит жаркая погода: небо _______ , солнце светит _______ . Коля и Оля идут гулять в поле ______ . Они слушают там пение маленьких ________ . Они собирают ________ . Вдруг небо становится темным, оно покрывается большими ________ . Маленькие дети торопятся вернуться ____ . Но прежде чем они успели прийти, разразилась ______. Дети испугались ________ грома. Они постучались в один ______ , чтобы укрыться от сильного _______, так как у них нет с собой ________ и их одежда совсем _______ .
Упражнение №6. "Найди ошибку".
Задание №1.

"Послушай предложения и скажи, все ли в них верно".

Зимой в саду расцвели яблони.
Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.
В ответ я киваю ему рукой.
Самолет сюда, чтобы помочь людям.
Скоро удалось мне на машине.
Мальчик стеклом разбил мяч.
После грибов будут дожди.
Весной луга затопили реку.
Снег засыпало пышным лесом.
Задание №2.

"Как нужно исправить предложение?"
Упражнение №7. "Объясни".
Задание: "Послушай фразу:
Собака идет на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.

- Объясни, почему кошка недовольна.
Петя пошел в кино после того, как дочитал книгу.

- Что сделал Петя раньше: читал книгу или пошел в кино? Объясни.
Ваня рисовал Сашу. Саша рисовал дом.
 - Кто что рисовал? Объясни".
Упражнение №8. "Что имеется в виду?" (тренировка на понимание переносного смысла).
"Скажи, как ты понимаешь эти выражения:

железный топор - железный человек
золотая стрела - золотые руки
ядовитый укус - ядовитый взгляд
острый нож - острое слово
низкий стол - низкий поступок
черствый хлеб - черствый человек".
Упражнение №25. "Правильно или нет?".
Задание: "Как ты думаешь, можно ли так сказать?"

Мама ставит вазу с цветами в стол.
Когда хотят что-то купить, теряют деньги.
Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.
В полу лежит красивый ковер.

Спросите ребенка: "Почему предложения неточные?"
      

Комментариев нет:

Отправить комментарий